как мы превратили барахолку в дизайн-вдохновение (и что пошло не так)
31.07.2025
card
Ретроспектива арт-экспедиции на Удельный рынок

Что будет, если соединить дух Питера, веб-дизайн, барахолку и немного — буквально капельку — сумасшествия? Получится новый формат творческого события — живого, странного, совершенно петербургского.

С экспедиции прошло немало времени: мы успели выдохнуть, сделать десяток других проектов, что-то забыть и снова вспомнить. Теперь, когда эмоции улеглись, а воспоминания обрели чёткость, мы рассказываем, как устроили событие, которое начиналось как импульс, а превратилось в дизайн-приключение.

card
Зачем мы пошли на Уделку и назвали это «попковать блоху»

Всё началось с желания выйти из привычного. После долгой осени и череды новогодних дедлайнов нам захотелось глотка свежего воздуха: чего-то живого, странного, но осмысленного. Команда как раз открыла новый офис в Петербурге — и появилось ощущение, что хочется как-то отметиться, но не митапом, не презентацией, а каким-то осмысленным форматом.

Сигнал к старту дал разговор с Сергеем Попковым — основателем aic, дизайнером и преподавателем, чьи разборы в своё время вдохновили не одно поколение. Оказалось, он тоже соскучился по живому взаимодействию. Так всё и закрутилось. Почти сразу появилось определение — арт-экспедиция: что-то между вылазкой, исследованием и перформансом.

Чтобы всё это сработало, нужно было место как символ и точка притяжения: тогда в идее и возникла Уделка — блошиный рынок, где каждый второй прилавок похож на визуальный крик: пыльные игрушки, облезлые таблички, японские фонарики, керамические клоуны, вывески с закосом под 90-е. Визуальный шум, который не хочется исправлять, но хочется зафиксировать.

Так родилась структура: экспедиция на рынок, сбор визуальных артефактов, конкурс атмосферных концептов на тему винтажа и хаоса. В один из вечеров, когда команда думала над названием, кто-то случайно нагуглил фото блохи.

«А что если попковать блоху?», подумали мы, и вдруг всё встало на места. Игра слов, отсылка к Сергею Попкову, визуальный образ, странность, которую нельзя объяснить, но можно почувствовать. Название прижилось моментально, и сам Сергей поддержал его и прислал фото специально для анонса.

shop
Концепт-ревью: конкурс, зал и артефакты

Одним из центральных элементов экспедиции стал конкурс концептов — с заданием, которое выбивалось из привычных рамок. Никаких UI-библиотек, бенчмарков и гайдлайнов. Вместо этого — Удельный рынок в роли заказчика: куртки из 90-х, магнитофоны, керамические клоуны, советские таблички и прочий визуальный шум, который обычно прячут. Мы же предложили участникам наоборот — увидеть в нём эстетику и на её основе придумать интерфейс, сервис или идею.

Варианты могли быть самыми разными: — лендинг, передающий атмосферу блошки, — мобильное приложение для коллекционеров, — визуальный эксперимент с отсылками к артефактам рынка, — или любой другой формат, если в нём есть идея и характер.

На конкурс пришло 7–8 работ. Большая часть — на уровне черновиков, но две концепции попали в финал. Особенно запомнилась участница из Москвы, которая буквально за день до события села в поезд и приехала в Питер, чтобы представить свою работу лично.

entrepreneur

Финальный очный разбор прошёл в атмосферном зале с ковром, тёплым светом и витринами. Перед разбором финалистов выступили спикеры — и каждый рассказал, как работает с хаосом, эстетикой и смыслами в концептах:

— Андрей Абрамов — о коллекционировании референсов и креативном мышлении в диджитал-проектах. — Сергей Попков — показал «цифровую барахолку»: концепты начала 2010-х, которые когда-то казались дерзкими, а теперь — ностальгично-вдохновляющими. — Команда aic из Питера — Оксана Самсония, Паша Архангельский и Даня Беленок — поделились своим опытом, рассказали, как смотрели на присланные работы и что для них ценно в концептах.

Атмосфера напоминала камерный стендап или квартирник: без формальностей и с вниманием к деталям. 

В поисках формы на Уделке
snow
В поисках формы на Уделке

На второй день участники получили простой бриф: «идите на Уделку и ищите красоту в странном». Никаких строгих заданий, шаблонов, ограничений. Только ориентир — искать визуальные элементы, из которых позже можно будет собрать что-то новое. Нужно было смотреть не как покупатель или турист, а как исследователь визуальной среды. Изучать облупившиеся вывески, обрывки ценников, витражи с куклами, забытые игрушки, скрученные проволоки, проигрыватели.

Идея была вдохновлённой форматом, который проводил, приглашенный в проект междисциплинарный дизайнер и типограф, куратор и преподаватель в DesignWorkout Start Лёша Пушкарёв. Он делал арт-экспедиции с детьми, в которых участники гуляли по городу, фотографировали формы, а потом создавали из них шрифты. Эту же механику решили попробовать в рамках события: собирать шрифт из найденных на рынке деталей.

Каждый участник работал интуитивно. Кто-то увлёкся старыми игрушками с пластиковыми глазами. Кто-то — старыми вывесками в духе советского модернизма, а кто-то  прилавками с винилом. Рынок превратился в карту визуального вдохновения: каждый ряд был как новый уровень.

Позже всё это превратилось в основу для воркшопа.

Шрифт с барахолки
background
Шрифт с барахолки

Цель воркшопа была амбициозной: создать  акцидентный шрифт из визуальных элементов, найденных на Уделке накануне. Превратить кусочки найденных предметов в строительные блоки для букв. Это был шрифт, который буквально собирался из пыли, ржавчины и воспоминаний.

Как это происходило?

Сначала — фотографии. Участники принесли визуальные находки с рынка. Кто-то показывал фрагменты металлической решётки, кто-то — часть старого ярлыка, кто-то — изгиб проволоки.

Затем — декомпозиция. Все эти элементы превращались в модули: палочки, крюки, петли, завитушки. Из них позже складывались буквы. Это была настоящая дизайнерская археология: откапывали смысл из мусора.

Далее — компоновка. Модули наносились на базовую шрифтовую сетку, и из них собирались символы. Например, горизонталь в «Е» могла быть куском пламени с изображения, а дуга в «Р» — обводкой старой вывески.

И, наконец — модерирование. Лёша помогал с технической частью, проверял на читаемость, подсказывал, как лучше скомбинировать элементы. Некоторые буквы делались вместе на воркшопе, остальные же он доделал позже. Получился экспериментальный акцентный шрифт в трёх начертаниях, и его уже можно скачать. Команда даже подумывает оформить лицензию — не для продажи, а чтобы обозначить авторство.

При всём своём сумасшествии, шрифт — это не мем, а настоящий артефакт, визуальная фиксация экспедиции. Как если бы дух Уделки, её ржавчина и радио «Рекорд» из 90-х упаковали в буквы. Почти поэзия!

Что пошло не так (и почему мы за это благодарны)

План, даты, таблицы и договорённости — у нас было всё. Но всё, конечно, пошло иначе, чем мы планировали, и именно это сделало мероприятие настоящим.

Промо

Мы долго выверяли визуал и детали — это заняло больше времени, чем ожидали. В какой-то момент стало тревожно: регистрации шли медленно, охваты были скромными. Мы допускали, что на мероприятие придут в основном свои — коллеги, знакомые, финалисты конкурса. Уже мысленно готовились к камерной встрече с внутренним кругом.

Но ближе к дате включилось сарафанное радио. Люди начали делиться анонсами, приходили по рекомендациям, кто-то просто увидел визуал и заинтересовался. В день события зал был почти полон — пришло около 50 человек. 

Навигация

Здание, в котором всё проходило, оказалось не самым простым для навигации. Несколько входов, отсутствие чёткой схемы — в итоге кто-то ошибся дверью, кто-то писал в директ с вопросом «я на месте, но будто и нет», кто-то шёл наугад. Тем не менее, добрались все.

Конкурсные работы

На конкурс пришло 7–8 концептов, из которых две работы попали в финальный разбор. Мы изначально готовились к разным вариантам и параллельно собирали свои проекты — не как «план Б», а скорее как возможность самим поучаствовать в концепт-ревью. В итоге наши наработки тоже стали частью программы, и мы получили огромное удовольствие, пока всё это собирали и переосмысливали.

Вывод: все эти шероховатости теперь кажутся важной частью общей картины — именно они задали настроение. Кажется, что без них экспедиция могла бы пройти ровно, но вряд ли запомнилась бы так сильно.

Что дальше: осень, крыши Питера и артефакты в сердце

После экспедиции не было ощущения выжатости, наоборот — появилось чувство, что хочется продолжать. Но не тиражировать тот же формат, а искать новые подходы, сохранять дух, но менять декорации.

Мы не хотим делать из арт-экспедиции методологию или шаблон. Нам интереснее идти каждый раз от места и идеи. Иногда это может быть рынок, иногда — двор, парадная или крыша. Кажется, в этой истории важны три вещи: атмосфера, вовлечённость и артефакт на выходе.

Что может быть дальше:

— прогулка по питерским дворам и парадным с фиксацией лепнины и текстур, из которых можно собрать паттерны или иконки — исследование фресок, вывесок, надписей, чтобы из них собрать типографику или графическую систему — вылазка на кладбище или мемориал и работа с темой памяти, городских мифов, визуальных ритуалов — или просто встреча в одном доме, где на выходе будет один артефакт — шрифт, постер, аудио или даже татуировка

Мы не ограничиваемся цифровыми форматами. Артефакт может быть физическим, материальным или даже случайным — важно, чтобы он запоминался и что-то менял. Как сказали в команде: хочется, чтобы после экспедиции у человека оставалось не воспоминание о событии, а ощущение, что он что-то по-настоящему прожил.

больше идей и меньше рутины: как нейросети меняют работу дизайнеров в aic
12.06.2025
adult